«Ты один мне поддержка и опора, о великий и могучий!..»

189
Фото: razrisyika.ru

Ежегодно 25 мая в России отмечается День филолога. Эта дата является профессиональным праздником для всех, кто так или иначе связан с филологией – выпускников и преподавателей филологических факультетов, учителей русского языка и литературы, работников библиотек, переводчиков и просто ценителей родного языка и литературы.

В Залесовском округе «языковую» специализацию имеют около сотни человек. Кто-то успешно работает по профессии, кто-то уже находится на заслуженном отдыхе. Накануне праздника мы попросили наших филологов ответить на несколько вопросов, связанных с их профессиональной деятельностью.

  1. Что повлияло на выбор вашей профессии?
  2. Ваше любимое литературное произведение?
  3. Какие современные слова вас раздражают, а какие – вызывают улыбку?
  4. Поправляете ли вы собеседников в обычной жизни, если они нарушают нормы языка?
  5. Что для вас значит быть филологом?

Валентина Девятайкина, учитель русского языка и литературы Думчевской и Шатуновской школ:

  1. Я закончила Журавлихинскую школу в Первомайском районе, у меня были замечательные учителя, а особенно – Линючева Тамара Сергеевна, которая и поспособствовала выбору профессии.
  2. Люблю очень многое и затрудняюсь назвать что-то одно, но особенно близки мне произведения, требующие художественного чтения.
  3. К современным словам отношусь лояльно, многие из них заставляют улыбаться. Но, к великому моему сожалению, замечаю, что некоторые из них начинаю тоже употреблять в своей речи.
  4. Никогда не поправляю собеседника, потому что считаю, что это некультурно. Для себя, конечно, делаю какой-то вывод, отмечаю орфоэпические ошибки, когда их совершают дикторы телевидения. Но делать замечание человеку – никогда!
  5. Быть филологом – это значит отвечать за грамотность моих детей. Проверить её может любой другой учитель – и биологии, и географии, и химии. И все ошибки, которые совершают мои ученики, – это мои недоработки.

Галина Лузянина, учитель русского языка и литературы Муравьёвской ООШ:

  1. С детства хотела стать учителем математики. Но все пошло не по-моему. В итоге стала библиотекарем, полжизни отдала этой профессии. Повышала свой уровень самообразованием, заочно окончила Академию культуры и искусств. Несколько лет назад пригласили в школу. И вот я – учитель русского языка и литературы. И опять учеба, переподготовка, вебинары, курсы, самообразование.
  2. «Пушкин наше все». Стихи и сказки А. С. Пушкина. Философские сказки: «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Синяя птица» Мориса Метерлинка. А еще люблю деревенскую прозу: В. Шукшин «Любавины», Б. Можаев «Мужики и бабы», Ф. Абрамов «Братья и сестры».
  3. Современные слова не раздражают, нормально к ним отношусь. Улыбку вызывают, например, «вкусняшки», «пёсель».
  4. В обычной жизни редко поправляю собеседников. У людей и так хватает негатива.
  5. Филолог – профессионал, занимающийся углубленным изучение языка, культуры речи на протяжении всей жизни.

Надежда Волохина, библиотекарь, с. Думчево:

  1. Свою профессию очень люблю. С детства мечтала быть библиотекарем. Потому что всегда была увлечена чтением художественной литературы.
  2. Любимой книги нет. Но авторов некоторых предпочитаю. Из классиков – Куприна и Тургенева. Из алтайских писателей нравится Евгений Гущин. Из современных – Михаил Щукин, он публикуется в серии «Сибириада».
  3. Из современных слов не нравятся слова, пришедшие к нам из-за рубежа, молодёжный сленг. Я училась в советской школе и не приемлю безнравственность, и слова из этой области. Вызывают улыбку иностранные имена, которыми называют русских детей. Например, Карина, Снежана и т. д.
  4. Нет, я не делаю замечания, когда произносят неправильно слова. Разве только своим детям.
  5. Что значит быть филологом? Даже не знаю. Наверное, идеально знать свой родной язык. И учить этому других.

Светлана Грецкая, учитель русского языка и литературы Борисовской СОШ:

  1. Вопрос «Кем быть? Куда пойти учиться?» передо мной никогда не стоял: я всегда знала, что буду учителем. И это неудивительно: когда ты воспитываешься в семье педагогов, вопрос профессионального самоопределения зачастую отпадает сам собой. Фактически мама, папа и дедушка стали моими наставниками. Отсюда и мой выбор профессии, вполне закономерный.
  2. Это не такой простой вопрос. Пожалуй, я бы выделила роман «Война и мир» Л.Н. Толстого. Читая и перечитывая его, не перестаю делать для себя открытия, каждый раз получая пищу для размышления. Лев Толстой – прекрасный писатель, психолог, историк, философ, уникальная личность, до конца своих дней занимающаяся саморазвитием и самовоспитанием, истинный патриот своей Родины.
  3. В последние годы стремительно появляются новые слова, такие как: хайп, хейтер, лайфхак, краш, кэшбэк, тренд и другие. Моё отношение к ним отрицательное: они не лелеют слух, звучат как-то грубо, вычурно и порой даже чуждо, неестественно. А слова «гаджет», «лайкать» вызывают у меня неприятные созвучные ассоциации. Думаю, что самое главное для всех, кто увлекается такими современными словами и активно включает их в свой лексикон, не утратить чувство меры.
  4. Нет, я не поправляю собеседников, потому что уверена, что им это не понравится. Ошибки в речи замечаю, но ничего не предпринимаю, ничем не выдаю себя. Могу поправить только самых близких людей, потому что знаю, что они воспримут это правильно и не обидятся, причём делаю это один на один, без посторонних, и очень аккуратно.
  5. Быть филологом – это значит быть хранителем русского языка – великого языка, доставшегося нам от наших предков; языка, на котором создана лучшая в мире классическая литература.

Алла Куранова, учитель русского языка и литературы Залесовской СОШ № 1:

  1. Учителем быть не мечтала. Я несостоявшийся врач, готовилась серьёзно к поступлению в мединститут, но в последний момент резко передумала (сейчас могу сказать, что по совершенно необъективным причинам). Поэтому решила вопрос достаточно просто – люблю читать, поэтому пойду на филфак (а читала я «запоем»).
  2. Очень люблю Ахматову, Есенина, Маяковского, Блока (в юности всё-таки предпочитала Есенина). Из прозы вне конкуренции «Мастер и Маргарита» Булгакова. А ещё у меня есть затертая книжечка Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», которую знаю почти наизусть, но использую как антистресс.
  3. Раздражают заимствования, которые к месту и не к месту любят сегодня употреблять: дедлайн, буллинг и т.п. В нашем языке любому предмету и явлению можно найти свои точные понятия. Люблю каламбуры, они вызывают улыбку.
  4. Поправляю, если точно знаю, что это не будет выглядеть бестактно.
  5. Я люблю то, чем я занимаюсь, ведь выбор профессии для меня когда-то был порывом, не содержал в себе никакой корысти: просто люблю читать – и буду делать то, что люблю. Ну, а попутно пришлось «сеять разумное, доброе, вечное». Это и значит, на мой взгляд, быть филологом.

Елена Микушина, учитель русского языка и литературы Залесовской СОШ № 2:

  1. В профессию стремилась с детства – хотела быть учителем, как моя бабушка (Анна Петровна Щербакова много лет проработала учителем географии в первой школе). Так как очень любила читать, с предметом определилась легко – литература и русский язык. К тому же, они были любимыми в период обучения в школе. Во многом способствовало профессиональному определению то, что учителем русского языка и литературы у нас была Галина Ивановна Легостаева, профессионал своего дела, добрая, интеллигентная, требовательная. Хотелось брать с нее пример.
  2. Любимых произведений и авторов много. В основном, это писатели двадцатого века: Б.Л. Пастернак, В.М. Шукшин, В.Г. Распутин, М.А. Булгаков, М.А. Шолохов. Первые в списке произведений, которые хочется перечитывать вновь – романы «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго» – неисчерпаемые по своей глубине книги.
  3. Язык – явление динамично развивающееся. И заимствования – нормальный способ пополнения лексики. Но, к сожалению, некоторые англицизмы сегодня, на мой взгляд, используются неоправданно часто. Все-таки, есть в нашем языке слова, чтобы обойтись без «траблов», «кринжей», «хайпа» и «фейков». Думаю, что со временем многие из подобных заимствований из словарного обихода уйдут.
  4. Стараюсь быть тактичной и не поправлять собеседников, если это не мои ученики.
  5. Быть филологом для меня – это сохранение норм литературного языка, формирование у подрастающего поколения культуры речи, любви к чтению, чуткого отношения к художественному слову и ответственности за то, что и как мы говорим. Ведь, как сказано в Библии, «в начале было Слово».

Подготовила Мария ЭДОКОВА

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий
Пожалуйста, введите Ваше имя здесь