Земля залесовская наполнена легендами, сказаниями и историей, исчисляющейся веками. Вот только живём порой и не знаем, какие истоки у деревень-соседушек. И когда, скажите, как не в юбилей района узнать о наших населённых пунктах поближе? Сегодня мы посетим с вами, уважаемые земляки, гостеприимное, живописное село Тундриха.
ЗДЕСЬ СТОЯЛО ШУРЫГИНО
Лето… 1788 год, Фрол Кузьмич Шурыгин, переселенец из Центральной России переплыл реку Чумыш из деревни Воронской. В поисках новых земель полюбил живописные места с сосновым бором да говорливую быструю речку Тундриху, поселился на пригорке. Поэтому село первоначально называлось по фамилии его основателя – Шурыгино. Несколько позже Шурыгино переименовано в Тундриху.
Чепкасова Анастасия Егоровна, учитель начальных классов, в альманахе «Дебют» делилась своими воспоминаниями: «Кругом был лес. После приехал из Колывани Василий Наумович Бахтин. В 1849 году из Белоярской крепости прибыл кержак-старовер Родион Александрович Юдин. Он поставил девятую по счёту избу в нашем селе, их рубили на месте. Брёвна подтаскивали на роспусках. Дома ставили добротные, обзаводились хозяйством. Занимались землепашеством. Находили места, свободные от леса, и разрабатывали их».
Так постепенно «выросли» и обозначились ровные и красивые улицы, позже получившие названия: Почтовая, Ворошилова, Комсомольская. Самая почтенная из всех – Почтовая, именно с неё начиналась деревня.
Село относилось к Бийскому уезду Чумышской слободы. Своё название она получила за топкое место по течению реки. Старожилы отмечают: «Чтобы поить скот, носить воду с речки, люди делали настилы по топким местам из брёвен, жердей, сучьев. Со временем русло речки углубилось, эти места высохли. Жители села занимались землепашеством. Первые из них были приписаны к Колыванскому заводу. Они поставляли заводу хлеб и несли некоторые повинности. Среди приезжих были и не приписанные, им земли не полагалось. Поэтому приходилось арендовать, и за это платили «полёток» – плата за десятину.
ЦЕРКОВЬ, ВОЗВЕДЁННАЯ С ЛЮБОВЬЮ
В 1910 году в деревне построили церковь, получившую своё название в честь Святителя Чудотворца Николая. Состав прихода: село Тундриха, Барнаульский уезд, и деревня Ветохино в 3 верстах. Прихожан православных 1226 душ и 89 старообрядцев. При церкви находилось кладбище.
Священником служил Андриан Павлович Головачев. Должность псаломщика исполнял Симеон Иоакимович Якимов, 28 лет. «Не знаю, когда и кто её строил, – рассказывает Анна Фёдоровна Борисова. – Думаю, что с большой любовью, потому что была она красивой. В праздники над селом разливался колокольный звон…»
В 1930-е годы храм и Тундрихинский приход закрыли. Семья священника была убита. Крест снимал Васильев Иван Кузьмич по прозвищу Цыганок. Ему помогали другие молодые парни. Некоторые иконы из храма местным жителям удалось спрятать на чердаках домов.
Несмотря на закрытие церкви, верующие собирались небольшими группами в домах Шемелёвых, Михеевой Евдокии и молились.
ТАКАЯ ДОЛГОЖДАННАЯ ШКОЛА
В 1914 году произошло перераспределение пахотных земель и угодий по душам в семье (на мужской пол). Выделяли восемь десятин на душу (десятина – 12 соток).
Школы до революции в селе не было. Несколько детей зажиточных крестьян обучались в частном доме.
После Октябрьской революции открыли начальную школу. Её первый учитель – Константин Иванович Слаутин.
В 1933 году заложен фундамент новой типовой школы-семилетки. 1 сентября 1936 года сбылась мечта жителей села. Дети и учителя переступили порог нового здания школы. Для них новая школа казалась чудом, дворцом, ведь кроме деревенских избушек многие ничего не видели, нигде не были. Приехал коллектив молодых талантливых учителей. Это был период ликвидации безграмотности, когда за парты садились дети и взрослые.
Турчанинова-Астахова Евдокия Михайловна в своё время делилась воспоминаниями: «Директором школы работал Скрылев Василий Иванович, позже его сменил Неупокоев Дмитрий Дмитриевич. Завучем и учителем математики работал талантливый педагог Кирюшкин Евгений Ефимович. Всего в школе в это время знания получали 276 учеников. Интерната не было, поэтому 60 детей жили на квартирах, но упорно учились».
Пшеничникова Ольга Викторовна, краевед, создатель музея, рассказывала: «В 1929 году в селе значилось по надворной книге сельского Совета 324 хозяйства, из них 45 – безлошадных. 1930–1931 гг. – время массовой коллективизации. В селе создано четыре колхоза: имени Крупской, Ленина, Фрунзе, Косарева. Колхозы получили первые трактора «Фордзон».
В 1940 г. в селе на базе четырех колхозов создали два более крупных колхоза – им. Фрунзе и им. Ленина».
ВОЙНА И НЕМЦЫ… ИЗ ПОВОЛЖЬЯ
Иван Мамаев, бывший житель села, которому тогда было семь лет, вспоминал жаркий июльский день 1941 г., как шёл по деревне обоз – лошади везли скромный солдатский запас, а за обозом шли женщины, дети, мужчины. Кто-то из них плакал, кто-то просил писать письма, кто-то быстрее просил разгромить врага, уберечь себя и вернуться домой, при этом играла гармошка.
Хромина-Суслова Людмила Никитична ребёнком помнит, как за их домом в первый день войны выстроились в шеренгу мужчины с. Тундриха, уходящие на фронт.
По Тундрихинскому сельсовету отправились на фронт 365 мужчин. Не вернулись с поля брани 229 человек.
С началом Великой Отечественной войны ушедших из села на фронт заменили женщины, подростки. Вместе они пахали и боронили на коровах, на обученных быках возили хлеб на тока и даже в Тальменку. В Тундрихе создано две женские тракторные бригады.
Осенью 1941 года в село прибыли немцы из Поволжья. Местные жители смотрели на них с удивлением. Внешне эти люди ничем не отличались от сельчан. Вера Карловна Меркер вспоминала: «В Сибирь мы взяли с собой только самое необходимое. Везли нас в телячьих вагонах 18 суток до рабочего поселка Тальменка. Местные жители в селе встретили нас настороженно. Некоторые могли и фашистами назвать, хотя мы никакого отношения к ним не имели. В селе копали землянки, жили впроголодь. Люди были брошены на выживание…».
Многие немцы стали работать в артели им. Ворошилова, часть из них была привлечена на работу в колхозы им. Фрунзе и им. Ленина. Со временем они вписались в жизнь села, выполняя все крестьянские работы, одинаково неся всю тяжесть военного времени.
На территории Тундрихинского сельсовета с 30-х до 50-х годов была создана и успешно действовала промышленная артель им. Ворошилова. Здесь делали и выжигали кирпич, гнали деготь, выжигали известь, плели корзины, торбочки, выжигали древесный уголь для кузнечного дела, делали телеги, сани. Именная улица села Тундрихи – это улица, названная в честь одного из первых Маршалов Советского Союза Клима Ворошилова. Контора представляла собой обычный высокий жилой дом с круглой крышей. В нём до сих пор проживают.
Волнующая встреча с земляком Алексеем Фёдоровичем Кривошеиным последний раз состоялась в 70-х годах. Три года плена, в 13 лагерях, думал о побеге. Так он попал во Французский отряд сопротивления. Как ни звали его боевые товарищи остаться на юге цветущей Франции, он все-таки вернулся на Алтай.
В конце 1940-х годов в селе появились первые батарейные радиоприемники: на «Шлепке» (район села) – у Лазутина Семёна Никифоровича, а в «Жигульском» краю – у Кунгурцева Ивана Аристарховича. Зимой к нему в избу набивалось народу под самую «завязку», а летом он выставлял радиоприемник на подоконник, и все собирались послушать.
ПОБЕДА!
Епанчинцева Анна Павловна вспоминает: «Мы боронили поле, когда прибежала к нам женщина и кричала, что закончилась война. Вместе с другими рабочими мы всё бросили и побежали быстрее в село… Люди плакали, обнимались, целовались. Погода словно радовалась вместе с нами. Был теплый майский день. Солнце ярко светило над нами и вторило вместе с нами: “Победа, Победа, Победа”»
ИСПАНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ
История испанского детского дома № 7, организованного в 1942-1944 годах на нижнем этаже школы, для кого-то – счастливый билет, для других – трагедия и незарастающая рана. В испанском детском доме № 7 в Херсоне на Украине находилось 107 воспитанников.
У 12 детей не было родителей, они погибли в ходе гражданской войны в Испании. Преодолевая сложный путь эвакуации в Алтайский край, Залесовский район, село Тундриху по приезду умерло 19 детей. Осталось – 88. Вместе с ними приехали сотрудники испанского детского дома: учителя, переводчица, воспитатели, портниха. В Тундрихе испанские дети обучались отдельно от местных, поэтому обучение в школе проходило в две смены. Учебники – на испанском языке, а русский язык изучался как иностранный. Некоторые из эвакуированных жили на квартирах. Испанцы также уходили на фронт, воевали и отдавали свои жизни за нашу Родину.
В тылу испанские дети тоже помогали фронту своим непосильным детским трудом. На несколько лет Тундриха стала для испанских ребятишек домом.
Испанские дети плохо разговаривали на русском языке. В село привезены с группой взрослых из Одессы и Херсона. До этого дети прожили год в эвакуации, на Кавказе, на горе Бештау, в бывшем санатории. Фашисты захватывали всё новые территории, и было принято решение разделиться на группы и выходить из окружения. Наступала большая вероятность плена. Таким образом после двух дней и ночей, чудом выйдя из окружения, испанские дети под руководством своих воспитателей и учителей запрыгнули в последние вагоны уходящего поезда. Кстати, к испанскому детскому дому № 7 присоединялись дети и из других испанских домов. Есть вероятность того, что мама легендарного хоккеиста Валерия Харламова, Бегония также была в эвакуации в испанском детском доме Тундрихи. Старшим воспитателем в детском доме под № 7 был испанец Морено Хосе, остальные воспитатели были русские, учителя местные.
Дети взрослели. Достигнув совершеннолетия, уходили на фронт. В 1944 году в сентябре детский дом переведен в Московскую область, в Истренский район, село Нахабино. Когда они уезжали, все жители села провожали, плакали, приглашали приезжать в гости.
ВЕТЕР, ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ…
Александра Григорьевна Чуприянова-Гончарова, заслуженная артистка РСФСР, рассказывает, как с 5 класса училась в Тундрихинской школе: «Самая хорошая и весёлая пора в моём детстве. Первый снег, дождь, ветер, первые цветы… Дорога из школы домой была длинная, я уходила в лес и пела. Любила импровизировать мелодии, сочинять подголоски, никто мне в эти минуты не мог помешать, а лес был моим союзником. Иногда так увлекалась, что не замечала, как уходила далеко от дороги…» Позже, став артисткой, вместе с коллективом Александра Григорьевна побывала в Югославии, Польше, Чехословакии, Мексике, Японии, Эфиопии, Монголии, Кубе, Швеции… И где бы она ни пела, русскую народную песню везде встречают с восторгом!
СТРАШНЫЙ СЛУЧАЙ ПОСЛЕ ПЛЯСКИ
С момента закрытия храма и до 1952 года здание церкви использовали для хранения зерна. По воспоминаниям местных жителей, в зернохранилище очень часто менялись сторожа, люди неохотно шли на эту работу. Многие после первой смены уходили, рассказывали, что после 12 ночи в бывшей церкви начиналась певческая, под куполом раздавались голоса.
В 1955 году здание перестроили под сельский Дом культуры. Строительная бригада под руководством Лазутина Семена Никифоровича занималась этими работами.
Летом 1955 г. в новом Доме культуры собралась на вечёрки молодежь. Играл гармонист. Долгое время никто не осмеливался пуститься в пляс, потому что бабушки наказывали, что у того, кто посмеет плясать в клубе, бывшей церкви, сразу ноги отсохнут. Три девушки смело стали плясать. В скором времени с ними случилась беда: во время уборки сена три подруги получили серьезные травмы ног. Эти эпизоды надолго сохранились в памяти жителей.
ЦВЕТИ, СЕЛО РОДНОЕ
70-80-е годы для села ознаменованы расцветом. Хозяйство, находящееся на территории села, являлось Тундрихинским отделением совхоза «Залесовский», которым руководил легендарный Виктор Бокий. Управляющим работал ответственный и порядочный Анатолий Иванович Ляйер.
В ноябре 1982 года образован совхоз «Современник». Построены животноводческий комплекс, магазин, столовая, контора, улицы Новая, Лесная. Население составляло более 1500 человек. Жизнь кипела, бурлила.
Три революции, три войны своим огненным крылом коснулись и нашего села. Нельзя забыть послереволюционное лихолетье и период становления государства, Победу над гитлеровской Германией, восстановление разрушенного хозяйства.
Село Тундриха в окружении белоствольных берёз, пушистых сосен, с её неповторимой историей человеческих судеб – неотъемлемая часть истории Залесовского района, Алтайского края и всей России.
Подготовила Елена БАХАРЕВА