Что писал о залесовцах журнал «Алтайский крестьянин» больше века назад?

375
Фото: blog-10101.livejournal.com

Издание «Алтайский крестьянин» выходило в нашем регионе с 1912 по 1918 год. Журнал писал не только о скотоводстве и земледелии, но и про повседневную жизнь сельчан с её бедами и радостями. Нередко на его страницах появлялись заметки и о земле залесовской. Мы собрали некоторые из них, чтобы рассказать, что тревожило сердца наших земляков больше ста лет назад. Ну а материалы, поистине ценные, любезно предоставил Залесовский краеведческий музей.

№ 5. 2.02.1913.

«Дер. Талица Талицкой волости.

В «Алтайском крестьянине» уже сообщалось об открытии у нас сельскохозяйственного общества. С первых же шагов общество приступило к постройке зерносушилки….

… В настоящее время зерносушилка заканчивается постройкой и с половины февраля будет уже пущена в ход…. При зерносушилке общества будет устроен зерноочистительный пункт, для чего инструктором отпущен куколеотборник и сортировка «Триумф». Таким образом, высушенный хлеб будет сразу и очищен.

Сначала над учредителями общества посмеивались, а теперь уже многие желают вступить в члены общества.

Обществом получено разрешение на открытие бесплатной библиотеки. Пожелаем же обществу увеличить свой состав и попросить тех лиц, у которых имеются личные книги, пожертвовать обществу для его библиотеки, так как общество еще не имеет средств на приобретение значительного количества книг, а нужда в хорошей книге в деревне большая.

Член Общества»

 № 15. 14.04.1913.

  «С. Борисовское Залесовской волости.

Старожилы не запомнят такой бури, какая была у нас 17-го марта. Казалось, все силы ада слетелись к нам в Борисово и дули в течение целого дня.

Эта буря оставила по себе у многих жителей большую память: она снесла с двух домов крыши, разбила скотский пригон в ограде священника и причинила еще много других мелких, но ощутительных для крестьян убытков. Прекратилась буря только вечером».

№ 41. 19.10.1913.

   «С. Шатуново Залесовской волости

   Без школы как без солнца.

Хочу я поведать читателям о горе-нужде наших детей.

В начале настоящего года пролетела добрая весточка, что будто бы в нашей деревне будет школа. Но весточка, словно пташка залетная, прощебетала и скрылась. А дети, как были без школы, так и остались. Они, наша радость, наша надежда, словно понимают, что ждет их впереди трудная жизнь, что нужно им запасти себе в путь больше света и знания, рвутся к солнцу, как к ясному солнышку. Вот, послушайте-ка, как они сами заботятся об учении в школе.

Девочка двенадцати лет все лето сидит, как прикованная, к шкатулке, получает по талонам пятачки и зарабатывает копеечку по копеечке, чтобы было, на что на зиму пробраться в соседнее село в школу.

Два мальчика, одному десять, а другому восемь лет, нанимаются боронить, помогают убирать хлеб, пасут коров – зарабатывают копейку, чтобы платить за квартиру, когда будут учиться зимой в чужом селе.

И вот они запаслись, заработали, сколь могли, теперь отправляются в школу. А вот маленький клопик со слезами просит отца, чтобы тот отправил и его с ними, укоряет:

– Вот ты Нюрку и Афоню везешь в школу, а меня почто оставляешь? Ведь я тоже пас коров, тоже зарабатывал, чтобы и мне с ними вместе учиться…

Глядя на все это, пешком бы пошел, разыскал бы того, от кого зависит разрешить нам школу. Со слезами, на коленях умолил бы его, чтобы поскорее разрешил нам постройку школы, только бы мне не видать детских слез, не слышать их жалоб:

– Почто меня не везете, я тоже пас коров, тоже зарабатывал копейку?..

Ведь в Шатуновой до 200 ребятишек, так неужели их вечно будут возить учиться за 20 верст. А стоит кому-то только пером черкнуть, и школа готова. К постройке ея, можно сказать, уже подготовились, вот уже год, как постановлен приговор, а о школе нет ни слуху, ни духу, никакой весточки.

                                                                                                        К. Кривчиков»

«Д. Захарова Залесовской волости, Барнаульского уезда.

1-е октября, праздник Покрова Богородицы, омрачился в деревне прискорбным событием.

Местный крестьянин – подросток П. Мурашев, почти средь бела дня, напал на улице на подростка же (подростками или молодяжником называются не достигшие призывного возраста, хотя уже женатые) К. Бирюкова и пырнул его ножом повыше виска.

Глядя на него, на Бирюкова кинулись еще человека четыре взрослых мужиков и, начали бить его кулаками и топтать ногами так, что Бирюков без сознания был оттащен домой.

Виновники всей этой катастрофы, конечно, потерпели на первое время наказание, отсидев при сельской каталажке двое суток и при волостной – двое. На самого же главного виновника, ножевщика составлен протокол и направлен полицейскому приставу в с. Сорокино вместе с пистолетом, отобранном у Мурашева, для привлечения его к ответственности вместе и за ношение оружия, которое было заряжено, а нож Мурашевым был заброшен, как доказывают видевшие.

Недалеко от сюда, в с. Думчевом 1-го же октября совсем зарезан молодой парень.

Итак, у нас процветают дикие нравы, особенно в пьяном разгуле.

Когда же этому будет предел?

Счетовод Шатуновскаго кред. т-ва Флегонт Рязанкин»

 № 6. 8.02.1914.

«С. Тундриха Залесовской волости

В ночь на 28 января сгорел артельный завод. Здание было новое и из соснового леса. Вовремя никто не заметил пожара, и красный петух очистил все. Машины и все молочные принадлежности испорчены. Артель новая и работает только второй год. Говорят, что здание и машины не застрахованы. Если это правда, то артельщики понесут большие убытки: завод с инвентарем стоит больше 3000 руб. Советую прочим артелям принять в назидание себе пример тундрихинцев, и страховать свои заводы.

                                                                                                       Крестьянин»

 № 5. 2.02.1913.  

Ответ редакции. С. Черемушкино. Шельме.

«О том, как гуляет ваш писарь с бабами и что за это ему вымазали ворота, не будет помещено. Такие описания не входят в задачи газеты».

 

№ 34. 30.08.1914.

  « Деревня Шатунова Залесовской волости.

    Проводы и помощь семьям запасных.

   Проводы солдат были самые трогательные; конечно, поплакали «маленько». Семейства ушедших первоначально покручинились, но затем все вошло в свою колею, и теперь вовсе приободрились, когда была сделана опись семействам, с целью оказания месячного пособия.

Общество д. Шатуновой пришло на помощь оставшимся солдатским семьям, и приговором от 6 августа постановило: «Обязать старосту давать каждой семье такое достаточное число рабочих, соблюдая очередь, для уборки сена, уборки и посева хлеба, доставки дров, а также помогать и в других работах, дабы поддержалось этим хозяйство ушедшего на службу и не пришло бы в упадок».

В настоящее время, для уборки хлеба, назначено по 7 поденщиц, т. е. по семь человек на день каждой солдатке в помощь, а про запас оставили еще по 3 поденщицы, которые помогут в молотьбе хлеба и др. работах, которые окажутся.

Точно также делают и соседние деревни Воронская и Юрова. Везде избраны попечители.

Некоторые из солдат (ратники) отпущены на месяц по домам, для окончания полевых работ, как это они сами поясняют. Затем, в деревне, по случаю войны, запрещены даже гармонии, не стало пьянства…»

   № 14. 14.04.1918.

   «С. Черемушкинское

   Темные силы

   На общем собрании членов нашего Кредит. Т-ва, когда коснулись вопроса о выписке газеты для Т-ва и приобретении кинематографа, то часть уполномоченных стали чуть не обеими руками открещиваться от просвещения и говорили, что им ничего не нужно, кроме священного писания. И хотя, по настоянию местного учителя прошел с успехом вопрос об отчислении 700 р. на приобретение кинематографа, но он вооружил часть населения во главе с духовенством против учителя, на которого через неделю составили обществом приговор и отстранили его от должности учителя, и на место его поставили народным учителем… батюшку»

…Это лишь часть публикаций о Залесовской и Талицкой волостях в «Алтайском крестьянине». Сто лет назад люди с большой охотой делились подробностями сельских будней с печатным изданием – одним из немногочисленных источников новостей. Кстати, в 2019 году историко-литературный журнал аграрного профиля получил вторую жизнь и продолжает рассказывать об алтайских крестьянах по сей день.

Мария ЭДОКОВА

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий
Пожалуйста, введите Ваше имя здесь