«И откуда ты, Юрка, такой честный?» – с характерным белорусским акцентом удивлялся сослуживец Юрия Доровских, передавая геодезический инструмент высокому белобрысому пареньку. Было это более шестидесяти лет назад на стройке ракетной площадки под Красноярском, и не знал тогда юноша, что перед ним человек, воплотивший в будущем не только честность, но и честь, благородство, достоинство, нравственные идеалы всего Залесовского района, а также талантливейший учитель и мудрый наставник сотен мальчишек и девчонок, – Юрий Николаевич Доровских.
ТАЛАНТ, ПОДКРЕПЛЁННЫЙ ТРУДОМ
На прошлой неделе заслуженный учитель Российской Федерации отпраздновал свой 80-ый день рождения. Но кипучей энергии, что бурлит в жилах Юрия Николаевича, могут позавидовать молодые. Его уроки не бывают скучными, хотя, казалось бы, физика и информатика – предметы, к веселью не располагающие. Но вовремя рассказанная история из жизни или шутка, считает педагог, могут дать больше, чем нудная лекция. За лёгкость подачи самого сложного и серьёзного материала ученики просто обожают своего физика. А сам Юрий Николаевич уверен, что способность к научным дисциплинам и природный талант нужно обязательно подкреплять старанием и упорным трудом.
Понимание того, что труд – это не тяжёлая кабала, а необходимое условие развития любого общества, пришло к Юрию Доровских ещё в детстве. Его отец, Николай Васильевич, был председателем колхоза в с. Думчево с 1950 до 1959 года.
– Я очень редко видел его дома: он всё время был занят делами – на посевной, на уборочной, на ферме, на сенокосе, на собраниях колхозников, даже дома всё время что-то писал, готовил какие-то отчёты. Счастьем было, когда отец брал с собой прокатиться на коне, – вспоминает Юрий Николаевич. – Но мы, ребятишки, не считали себя брошенными и лишёнными внимания, наоборот, именно таким примером в нас воспитывалась любовь к труду и презрение к праздному безделью. Если вы знаете, в те времена в жизни колхоза участвовали все, даже школьники, ну а уж дети председателя колхоза вообще обязаны были быть в первых рядах!
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Воспоминания о детстве – лучшем времени жизни – будят в Юрии Николаевиче не только ностальгию, но и благодарность: именно этот период, считает он, и сформировал в нём ту личность и черты характера, которые присущи ему и по сей день. Общественные работы, где все вместе трудились на благо Родины, а потом также дружно веселились в праздники, ощущение нужности и важности, того, что ты делаешь, чувство товарищеского плеча, родительская забота, порой незаметная, но неусыпная, – всё это оставило след в душе. И даже самое важное решение – стать учителем физики – оттуда же, из детства.
– В старших классах я учился в Черёмушкино, жил на квартире у бабушки с дедушкой – ветерана гражданской и Первой мировой войн. Домой ездили раз в неделю, на выходные – переправлялись на лодках через Чумыш. Ух, что это было за приключение, особенно, во время половодья! Один раз я даже сломал весло, когда грёб, за что получил нагоняй от старших. А учителем физики у нас в школе был Василий Платонович, прекрасный педагог, которого за глаза ученики уважительно называли «Платоныч». Вот с него, наверное, и начался мой путь в педагогику.
ХОЖДЕНИЕ ПО НАУКАМ
Но путь этот был долог и тернист. Сначала Юрий по примеру старшего брата поступил в сельхозинститут, но выдержал всего месяц – уехал обратно в село.
– В детстве мы редко куда выезжали, большой город был непривычен и чужд, очень скучал по дому, по маме. Вот и сбежал обратно в деревню, – улыбается Юрий Николаевич. – Как раз была уборочная, тут же нас с товарищем определили на комбайн с копнителем – таких уже не увидишь в полях – стоять с вилами на «коробочке».
Полевая романтика очень увлекла молодого человека, но тут оказалось, что в школу срочно нужен физик, и это вакантное место занял Юрий, уважавший эту науку со школьной скамьи. На следующий год молодой человек с другом отправился покорять политех. Удачно поступил, но общагу не дали, с жильём оказалось туго. Через полгода Юрий Николаевич понял, что это не его, хотя о проведённом в стенах технического вуза и на строительных площадках времени не жалеет. Кстати, к строительству главного корпуса АлтГУ в Барнауле приложена рука и Юрия Доровских.
Строительный опыт помог и в армии, хотя, как признаётся Юрий Николаевич, среди боевых друзей он, не имея специальности, чувствовал себя несколько неловко. Отсутствие профессионального образования немного угнетало. Закончив курсы геодезистов наш земляк почувствовал себя уверенней – теперь он с сослуживцами готовил площадки для размещения ракетной техники. Это сейчас уже о строительстве важного стратегического объекта можно рассказывать – срок давности подписки о неразглашении истёк. А тогда шахты для пуска ракет с ядерными боеголовками, затерянные в бескрайних лесах Сибири, находились под грифом строгой секретности.
Вернувшись домой, Юрий снова решил штурмовать вуз, на этот раз – Барнаульский педагогический. Но провалил экзамен:
– «И пошли они, солнцем палимые», – цитируя классика, описывает своё очередное возвращение домой Юрий Николаевич. – Ну что ж, учебник – в карман, вилы – в руки и на сенокос – совмещать работу с учёбой.
ЭНЕРГИЯ ПРЕВРАЩЕНИЯ
Упорство дало результаты, и в 1971 году из стен Бийского педагогического института вышел дипломированный учитель физики Юрий Николаевич Доровских. С тех пор – более 50 лет – он работает в Пещёрской школе. К урокам физики присоединились уроки информатики – идти в ногу со временем, использовать инновации, применять новые разработки и технологии Юрий Николаевич всегда умел и любил. Со своими учениками он конструировал аэродвигатель, моделировал воздушный шар и запускал биплан. Даже в советские времена в Пещёрской школе на Новый год была ёлка с мигающими (невиданное дело!) гирляндами, ещё и вращающаяся вокруг оси. Без эксперимента физика невозможна, считает педагог, дающий не только прочные теоретические основы ребятам, но и увлекающий в мир электричества, оптики и механики занятными исследованиями. Многих своих воспитанников Юрий Николаевич вдохновил так, что физика стала их делом жизни. Например, Валерий Половников, участник краевых олимпиад по предмету, теперь в Кемеровской области работает на производстве цветных металлов, а Сергей Гаврилюк, в 8 классе решавший задачки физмата, теперь доктор наук в Марселе.
– Володя Зайферт, Слава Заненко, Роберт Карл, Саша Гайлютов – все очень успешные ребята – педагоги вузов, программисты, сисадмины, учёные, – перечисляет наставник. – В прошлом году, например, выпустился из школы Егор Максимов, очень перспективный юноша, решивший связать профессию с нефтедобычей.
Получила профессию учителя физики и дочь Юрия Николаевича, но судьба распорядилась так, что с педагогикой жизнь Светлана не связала. Вместе с супругой, Татьяной Фёдоровной, проработавшей в этой же школе около сорока лет математиком, Юрий Доровских вырастил дочку и сына, а теперь занимается воспитанием внуков – помогает с учёбой, советует, какие книжки почитать, катается с ребятишками на коньках и ходит на лыжах. До самого последнего времени супруги держали большое хозяйство, в том числе – корову. Как доить бурёнку Юрий Николаевич знает, кстати, не хуже, чем закон Ома, а о том, с какой лёгкостью мужчина валит топором деревья, до сих пор ходят легенды среди односельчан.
Уникальное сочетание скромности, обаяния, врождённой интеллигентности и крестьянской закалки делают Юрия Николаевича Доровских заметной фигурой не только в педагогическом сообществе. Такие люди – яркие, жизнерадостные, увлечённые своей профессией – настоящий подарок не только для школьного коллектива, но и для всего нашего округа. Ну а для самого Юрия Николаевича самый главный подарок – искрящиеся интересом глаза ребят, пришедших на его урок.
Мария ЭДОКОВА (текст и фото)