В путь к высотам мастерства

94

Сразу два значимых для педагогического сообщества события произошли на минувшей неделе в Залесовском округе: в муниципалитете выбрали лучшего воспитателя и лучшего учителя.

В нашем округе конкурс профессионального мастерства среди работников образования не проводился уже пять лет. Тем весомее стало мероприятие, тем ответственнее и тщательней готовились к нему конкурсанты, тем строже оценивало участников жюри. Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2024» стартовал 7 декабря на базе Залесовской СОШ № 1 и продлился два дня. Надо сказать, что практически вся подготовка и проведение мероприятия легла на плечи коллектива и учащихся образовательной организации, так что волновались и переживали они не меньше участников конкурса. Ответственность огромная, но, как всегда, флагман образования нашего округа справился с ней отлично!

Заявку на участие в конкурсе «Учитель года» подали четыре педагога: Юлия Агафонова, учитель начальных классов Залесовской СОШ № 1, Людмила Некрасова, учитель иностранного языка Талицкой ООШ, Наталия Матюхина, учитель начальных классов Залесовской СОШ № 2, и Виктория Гребёнкина, учитель физики и информатики Шатуновской СОШ. Всем, кто вызвался показать свой педагогический талант, предстояло пройти пять испытаний: презентовать опыт работы на этапе «Методическая мастерская», провести урок и воспитательное мероприятие «Разговор о важном», а также продемонстрировать свои лучшие разработки на видеозаписи фрагмента урока. Кроме того, жюри должно было оценить интернет-ресурс (сайт, страницу на сайте) каждого конкурсанта.

В состав судейской бригады, которую возглавила начальник управления по социальной политике Марина Аверьянова, вошли: Елена Саночкина, председатель профсоюзной организации работников образования, Лилия Чематкина, ведущий специалист отдела по образованию, Юлия Гущина, призёр конкурса «Учитель года – 2015», Татьяна Пронкевич, учитель начальных классов Залесовской СОШ № 2, Любовь Подкорытова, учитель начальных классов Залесовской ООШ, Мария Эдокова, корреспондент газеты «Сельский новатор».

А ещё в этом году в качестве самых что ни на есть профессиональных экспертов на конкурсе присутствовало детское жюри, состоящее их школьников разных учебных организаций. Александр Логинов, Софья Танкова Валерия Чечевица и Полина Юдина стали самыми строгими, но в то же время – самыми непредвзятыми судьями. Ведь, в конечном итоге, кому, как ни самим ученикам решать, кто из учителей самый лучший?!

СТОИТ ЛИШЬ НАЧАТЬ

На первом этапе – презентации опыта работы – участники конкурса продемонстрировали своё видение основных тенденций развития современного школьного  образования, профессиональную и гражданскую позицию в определении и решении актуальных проблем российского образования, а также умение вести профессиональный диалог с аудиторией. Первой по жребию выпало выступать Юлии Агафоновой. Конечно, сначала молодой педагог слегка волновалась: открывать такое мероприятие – дело почётное и ответственное. Для презентации Юлия Сергеевна приготовила необычный формат: педагог рассказала о себе стихами собственного сочинения с элементами театрализации. Здесь нашлось место не только работе, но и семье, детям, супругу, родителям – людям, в конечном итоге повлиявшим на выбор профессии. Видеоролик, повествующий об основных аспектах профессиональной деятельности, также оказался весьма информативным и насыщенным.

 

Самая юная участница конкурса Юлия Агафонова работает учителем 4 года.

А вот когда настало время вести урок, от волнения Юлии Агафоновой не осталось и следа. Кто-то может сказать: конечно, дома и стены помогают. Но по условиям конкурса урок педагоги вели в совершенно незнакомом классе, на равных условиях. Юлии Сергеевне досталось литературное чтение в 3 Б классе, тема урока – произведения А.С. Пушкина. Педагог уверенно завладела вниманием ребят с первых минут, чётко отработав все этапы урока – повторение пройденного, введение в тему, целеполагание, решение поставленной проблемы, закрепление, подведение итогов, рефлексия. Дети с удовольствием трудились в группах, парах, индивидуально. А Юлия Агафонова доказала, что не смотря на небольшой педагогический опыт умеет не только прекрасно ладить с детьми, но и профессионально владеет различными методиками, а также средствами обучения и воспитания. Это впечатление закрепилось у жюри во время «Разговора о важном». С юными воспитанниками Юлия Сергеевна беседовала о профессиях – их разнообразии, нужности и важности, способностях и талантах. Больше всего ребятам понравилось отгадывать профессию по предмету, вынутому из «волшебной» корзинки. Учащиеся не стеснялись поднимать руки, задавать вопросы и выражать свою позицию. Невооружённым взглядом было видно, что довольны занятиями остались обе стороны – и дети, и учитель.

ВМЕСТО МАМЫ

Вести уроки у первоклашек невероятно трудно: малыши только-только обрели новый статус школьников, только-только втянулись в режим и привыкли к первому учителю. Ещё не все умеют соблюдать школьные правила, а многие скучают по дому и своим игрушкам. Тут нужно быть не просто учителем, но и самой настоящей мамой – заботливой, внимательной, терпеливой. Это удалось Наталии Матюхиной, пришедшей в 1 А класс на урок окружающего мира. Педагогический стаж Наталии Сергеевны – более восьми лет. Как педагог, имеющий уже достаточный опыт, она подготовила для самых маленьких учеников простые, понятные и интересные задания, в ходе выполнения которых у ребят формировались базовые понятия о семье. Дружелюбная, с ласковым голосом учительница мгновенно завоевала доверие школьников. Не забыла Наталия Сергеевна и о физминутках, грамотно чередуя различные виды деятельности на уроке.

Учить доброму, мудрому, вечному самых маленьких – призвание Наталии Матюхиной.

А вот на второй день педагогу пришлось в срочном порядке адаптировать материал, подготовленный для воспитательного занятия с первоклассниками, для ребят постарше. Дело в том, что из-за морозов 8 декабря часть детей не пришла в школу, поэтому класс для «Разговора о важном» был сформирован из самых «морозоустойчивых» школьников. Ну что ж, умение импровизировать и «разруливать» ситуации, когда что-то пошло не по плану, – ежедневная рутинная работа педагога. Поэтому занятие о здоровье и здоровом образе жизни прошло без приключений, не считая озорного «Танца маленьких утят», в который включились даже члены жюри!

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Может сперва показаться, что непросто пришлось и Людмиле Некрасовой. В Талицкой школе, где Людмила Васильевна преподаёт немецкий язык, самый большой класс насчитывает пять человек. В периферийных сёлах в подавляющем большинстве школьники изучают немецкий, а вот в школах райцентра отдают предпочтение английскому языку, поэтому собрать целый класс «немцев» практически нереально. Формировать коллектив для открытого урока пришлось из ребят из разных классов. Тут ко всем прочим педагогическим задачам «подъехала» новая, в положении конкурса не обозначенная: сделать ребят на время урока единым целым. Понимание, что Людмила Некрасова справится с ней без особого труда, пришло ещё до начала урока – не прошло и двух минут, как пятиклассники, впервые увидевшие незнакомого педагога, уже, улыбаясь,  обнимали Людмилу Васильевну. Не каждый учитель имеет такой талант!

Людмила Некрасова просто покорила детские сердца.

Познавательную активность учеников педагог стимулировала, не только подбадривая ребят вербально, – «Prima!» (Превосходно!), «Sehr sch?n!» (Очень хорошо!), «Klasse!» (Классно!), но и используя различные средства и приёмы. На уроке по теме «Улицы города, какие они?» ребята повторяли спряжение глаголов, учили новые слова, составляли текст, делали перевод, тренировались в произношении. Благодаря авторским методикам, в том числе – видеопрезентации, и потрясающему умению налаживать контакт с детьми, Людмила Васильевна достигла всех поставленных целей. На уроке работал буквально каждый ребёнок! И этап саморефлексии показал, что занятие прошло успешно.

Очень необычным было и воспитательное мероприятие Людмилы Некрасовой, на котором говорилось об органах чувств и их значимости для человека. Весело, азартно, в игровой форме (кстати, игре, как методу обучения, Людмила Васильевна придаёт огромнейшее значение) учащиеся выяснили главное: органы чувств даны нам не просто так и их нужно беречь!

НАШ ПОСТРЕЛ ВЕЗДЕ ПОСПЕЛ!

Когда успела найти время на подготовку к конкурсу Виктория Гребёнкина – неизвестно. Она не только является учителем физики в Шатуновской школе, но и возглавляет Шатуновский теротдел. Обе должности – хлопотные, ответственные, ко многому обязывающие. Однако это именно тот случай, когда пословица о двух зайцах не работает: и там, и там специалист справляется прекрасно. Урок физики в 8 А классе Виктории Гребёнкиной стал, пожалуй, эталоном педагогического мастерства: содержательный, выверенный до последней секунды, богатый на разнообразные формы подачи материала. А гибкость педагога, умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, способность «видеть» класс полностью и каждого учащегося в отдельности – добавило авторитета Виктории Алексеевне и в глазах ребят, и в глазах жюри. Информативным и познавательным вышло и воспитательное событие: ребятам была предложена интеллектуальная викторина, где активно использовались средства ИКТ. Ну а тому, как умело педагог взаимодействовала с подростками, – самым сложным школьным возрастом, – можно только поаплодировать.

С МИНИМАЛЬНЫМ ОТРЫВОМ

Решающим в определении победителя конкурса «Учитель года» стал этап «Интернет-ресурс». Не секрет, что в современной школе использование цифровых технологий является не капризом администрации, а необходимостью, продиктованной окружающей действительностью. Оценивая сайты педагогов, жюри обращало внимание на их информационную насыщенность и содержательность, методическую целостность, безопасность и комфортность виртуальной среды. В критерии оценки попали также актуальность и периодичность обновления, и, что немаловажно, наличие обратной связи с пользователями.

Победительница конкурса «Учитель года» Виктория Гребенкина.

К сожалению, не всем конкурсантам удалось выполнить все требования этапа, но друг от дружки по итогам всех испытаний участников конкурса отделили всего несколько баллов – настолько плотно подошли педагоги к финишу. И всё же звание «Учитель года-2024» по совокупности всех конкурсных этапов было присуждено Виктории Гребёнкиной. Победитель получила денежный приз в размере 10 000 рублей от отдела по образованию округа, такая же сумма была вручена Виктории Алексеевне от профсоюза учителей. Остальные участники также получили утешительные премии и подарки.

– Огромное спасибо всем за поддержку! Эти два дня были настолько пропитаны эмоциями, что они не отпускают уже на протяжении недели, – признаётся победительница конкурса. – Участие в «Учителе года» даёт огромный опыт. Было все здорово! Организаторам, участникам, всем – спасибо и огромных успехов в дальнейшем!

Ну и, пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо своим родным и близким, которые поддерживали меня, маме и папе, мужу и детям, а также коллективу родной Шатуновской школы!

Специальная грамота от детского жюри конкурса «Учитель года–2024» ожидаемо досталась педагогу Талицкой школы Людмиле Некрасовой.

– Это мой самый дорогой и ценный подарок! – призналась Людмила Васильевна.

«ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА-2024»

В конкурсе «Воспитатель года», проходившем 5 и 6 декабря на базе детского сада «Берёзка» села Залесово, приняли участие Дарья Койнова, Татьяна Киселева, Анна Старикова и Виктория Мацкевич. Все – педагоги «Березки».

Два дня воспитатели демонстрировали свой опыт, проводили мероприятия с детьми, делились наработками с коллегами. В итоге победа была присуждена молодому педагогу Виктории Мацкевич.

Фото: администрация Залесовского округа

Марина Аверьянова, начальник управления по социальной политике:

«Участницы шли рядом, на одном уровне. Всё чётко, это профессионалы высокого уровня. К работе подходят с душой и теплотой. Конкурс нужный: даёт возможность проявить свой профессионализм. А им есть чем похвалиться. Я в восторге!»

 За помощь в организации и проведении конкурсных мероприятий отдел по образованию благодарит Елену Вяткину и Елену Кунц.

Мария ЭДОКОВА (текст и фото)

 

 

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий
Пожалуйста, введите Ваше имя здесь