Только Муравей… Москва и Питер

68

 

Прошло несколько лет с тех пор, как мы последний раз беседовали со Степаном Лузяниным, уроженцем села Муравей. Тогда он предстал перед нами абитуриентом, мечтательно ступающим по коридорам Щепкинского театрального училища.
Сегодня Степан – состоявшийся артист, успешно дебютировавший в одном из самых популярных экспериментальных театров Москвы – «У Никитских ворот».  За полгода работы в труппе он успел принять участие в нескольких постановках, каждая из которых – новый вызов и новый опыт для молодого, но уже уверенного в себе актёра.
В эксклюзивном интервью наш земляк поделился своими впечатлениями о стремительном взлёте карьеры, рассказал о трудностях и радостях работы в театре Марка Розовского, а также о своих творческих планах на будущее.

– Степан, как твое детство в селе Муравей отразилось на выборе профессии? Какие события подтолкнули к тому, чтобы стать актёром?

– В детстве, как и многие, мечтал стать врачом, военным или полицейским, но не было чёткой цели. Просто вёл активный образ жизни: бегал, прыгал, пел и танцевал. Важным опытом, полученным на малой родине, стала музыкальная школа. Гитара и вокал до сих пор со мной. Решение стать актёром пришло позже, когда учился в Алтайском краевом педагогическом лицее. Тогда я начал размышлять, кем хочу стать и что могу привнести в мир, чтобы мне жилось в нём комфортно и интересно.

– Какие моменты из учёбы в Щепкинском училище запомнились? И как этот опыт повлиял на тебя как на артиста?

– «Щепка» – это моя альма-матер. Я учился на курсе имени Виктора Ивановича Коршунова. Так сложилось, что пришёл туда, где меня сразу поняли и приняли. Знания, полученные в театральном училище, занимают особое место в моем сердце. Учёба проходила шесть дней в неделю, с девяти утра до десяти вечера, а в воскресенье мы снова репетировали, искали новые идеи и практиковались в театре. Каждая неделя приносила новые приключения и незабываемый опыт, именно там из нас лепили актёров. Некоторые могут сказать, что актёр – это не профессия, но в театральных вузах действительно формируют личность. Нас научили важнейшему: хороший человек станет актёром, так как он способен пропускать через себя драматургию и не боится показывать свои чувства в работе.

В лицее определился, кем хочу быть — актёром. Сказал родным: «Только Москва и Питер». И, как всегда, получил огромную поддержку. Так как земляки меня знали в районе по выступлениям с гитарой, для многих людей это стало событием. Районом собрали на билет и проживание… И я полетел.

– Вспомни, как ты пришёл в театр «У Никитских ворот»?

– Важен и сложен процесс отбора в театр. Заканчивая четвертый курс, мы начали писать заявки, описывая себя, свои роли в спектаклях и опыт. Мы отправляли эти письма во все театры Москвы, кто-то стремился в Питер. Мы шли во все открытые двери, показывая свои таланты. Кто-то отказывал, кто-то брал лишь одного, и это напоминало лотерею. В итоге из тридцати человек нашего курса в театры поступили 24 – это рекорд за последние годы (раньше с потока устраивались не больше шести выпускников). Момент, как попал в театр «У Никитских ворот», навсегда в памяти. Мне позвонили и пригласили на встречу с Марком Розовским, предложившим мне место в труппе. После обсуждения ролей на сезон мы начали работу.

– Как происходит выбор ролей? Что вдохновляет в каждом новом проекте?

– Режиссёр задаёт направление, и это нужно выполнять. Роли не выбираются случайно. У меня есть определённое амплуа героя. Если нужен гитарист-вокалист – я справлюсь. Если требуется хорошо танцующий парень – без проблем. Назначен на роль – значит нужно работать… Много! У меня разнообразные роли: от ансамблей и мюзиклов до драматических спектаклей, таких как «Амадей» и «Есенин». В данный момент играю в восьми спектаклях.

Что касается вдохновения, то оно второстепенно, потому что это прежде всего колоссальный труд. Не так, что «я просто схожу в театр, чтобы поиграть»… Нет, это постоянное погружение в текст и мизансцены. Важно личное подключение, душевное состояние, чтобы находиться в гармонии с ролью. Это нарабатывается на протяжении всей карьеры актёра. Вопрос в том, приносит ли тебе это радость. Мне – несомненно. В каждом спектакле я нахожу что-то ценное для себя. Например, в «Душечке» я могу от души потанцевать и спеть. Или в «Амадее» мне нравится финальная сцена, когда Сальери принимает решение о самоубийстве… Это сложно передать словами – нужно видеть.

– Какая роль уже стала для тебя знаковой? Какая оставила наибольшее впечатление?

– В данный момент это Есенин. Но нет плохих или хороших ролей, бывают лишь маленькие актёры. Даже если бы мне досталась роль дерева, я бы сказал, что она прекрасна и чему-то меня научила (смеётся).

В «Амадее» я играю Первого ветерка (Вентичелли). Этот спектакль Питера Шеффера ставил Марк Григорьевич вместе с Олегом Табаковым (в роли Сальери) и Сергеем Безруковым (в роли Первого ветерка). Понимание того, что ты участвуешь в спектакле, где играли такие актёры, придаёт сил.

Скоро начну играть в спектакле «Роман о девочках» по недописанной пьесе Владимира Высоцкого. У меня роль Кулешова, она наполнена его энергетикой, песнями и внутренним «волчонком». Каждая роль знаковая, в каждой есть часть меня. Это прекрасная, любимая работа, которой я живу.

– Как справляешься с волнением перед выходом на сцену? Поделись своими методами, помогающими сосредоточиться.

– Да, я тоже волнуюсь. Все актёры испытывают беспокойство. Важно, мешает это чувство или, наоборот, помогает, исчезает ли волнение, когда ты выходишь на сцену. У каждого актёра свои методы, свои «ключики», чтобы это чувство не мешало. Кто-то слушает музыку, кто-то расслабляется под звук дождя, кто-то ест или курит, а кто-то занимается вязанием… Я разговариваю, хожу, сижу… Но как только звучит третий звонок и выхожу на сцену, включается софит – всё волнение исчезает. В этот момент начинается действие здесь и сейчас.

Мне повезло, что я стал частью этого театра. Это не просто работа – чувствую себя нужным и востребованным, у меня отличные отношения с коллегами, что позволяет творить в комфортной атмосфере.

– Как представляешь развитие театра в будущем?

– Если говорить в целом, то театр сейчас развивается в плане формы, иногда забывая о содержании. Есть театры, слишком зацикленные на смыслах, забывают про форму и в итоге становятся статичными. А ведь это то, что должно работать, меняться и акцентировать внимание на важном и человеческом, чтобы развивать общество и доводить его до катарсиса, помочь высвободить внутренние конфликты, мысли, эмоции. Но, к сожалению, сейчас всё больше ориентируются на заработок: вот спектакль, а вот прибыль. Иногда организации давят и заставляют ставить спектакли, но есть и те, кто не поддается угрозам, а продолжают творить, становясь любимыми у народа.

– Какие рекомендации дашь молодым актёрам, студентам, начинающим свой путь через поступление в колледжи и вузы культуры?

– Я бы посоветовал учиться, смотреть вокруг, думать, стремиться к новым возможностям.

Первое, что стоит запомнить, – это непрерывное обучение. Актёрское мастерство требует не только таланта, но и постоянного совершенствования. Записывайтесь на курсы, мастер-классы, посещайте театры и кинофестивали. Учитесь у опытных коллег, анализируйте их работу и стремитесь перенять лучшие практики. Не бойтесь задавать вопросы и получать обратную связь.

Слушайте свои желания и интуицию. Зрители чувствуют искренность, и если вы будете любить то, что делаете, это обязательно отразится на вашей игре.

– Что для тебя значит быть актёром в современном театре? И что, по твоему мнению, важно для профессии сегодня?

– Всё это уже давно прописано как у Станиславского, так и у Чехова. В первую очередь, это трудолюбие, ответственность и немного таланта. Важно, насколько вы можете выдерживать графики и вытаскивать из себя всё необходимое, ведь это физически и психологически тяжело. Вся работа происходит за кулисами.

Как я вижу свою роль в театре, покажет время, пока не хочу распыляться на фантазии. Самая главная в жизни профессия – быть человеком. Воспитанным, искренним и мыслящим. Талант приходит и уходит, а истинный гений раскрывается только после его ухода. А в целом… я открыт для всего нового и готов принимать любые творческие вызовы, будь то сцена, озвучка, кино!.. Огромный привет землякам!

Елена БАХАРЕВА

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий
Пожалуйста, введите Ваше имя здесь