Отношения со школьниками должны строиться исключительно на доверии – именно так считает учитель математики Черёмушкинской школы с 37-летним стажем Ирина Леонидовна Вернер. Главное, уверена педагог, найти с ребёнком общий язык, подобрать заветный ключик, и тогда можно свернуть любые горы!
ДОРОГОЙ МЕЧТЫ
О верности этой гипотезы сами за себя говорят результаты статистики: средний балл у черемшанских ребят, сдающих математику, всегда неизменно высок – порядка 70 баллов. Это ли не показатель педагогического мастерства и доказательство правильности выбранной профессии? Педагогика с детства привлекала маленькую Иру, и во многом этому способствовали добрые и мудрые наставники, открывшие девочке удивительный школьный мир.
– Наверное, можно даже сказать, что у нас семейная династия: моя тётя, Нина Андреевна Володина, работала учителем химии в Черёмушкинской школе, а заодно была и нашим классным руководителем, – рассказывает Ирина Леонидовна. – Думаю, благодаря ей я выбрала профессию учителя. В то время педагоги пользовались заслуженным уважением и авторитетом, казались нам чуть ли не волшебниками!
Но родители уговорили Ирину после школы поступать в сельхоз-институт, на экономический факультет: тоже профессия престижная и уважаемая ведь. Девушка успешно сдала первый вступительный экзамен, после чего загрустила: оказалось, это совсем не то, о чём она мечтала.
– А моя одноклассница поступала в пединститут, и я тайком от всех отправилась вместе с ней на экзамены и прошла вступительные испытания, – с улыбкой вспоминает Ирина Леонидовна. – Поступила на математический факультет и до сих пор этому рада.
ПЕРВЫЙ ОПЫТ
Годы учёбы пролетели быстро, и в 1985 году молодой специалист прибыла по направлению в соседнее со своим родным селом Видоново. Тогда там была восьмилетняя школа, в каждом классе – не меньше десяти человек.
– В Видоновской школе я проработала год, а потом вышла замуж и родила дочь. Но именно там я получила свой самый первый, бесценный педагогический опыт, – признаётся Ирина Вернер. – Вела не только уроки математики, но и русский язык, природоведение, черчение, физику. Почти каждый день были проверки, открытые уроки: администрация строго смотрела за тем, как справляются новички. Очень благодарна своей наставнице, Нине Анисимовне Поблагуевой, завучу школы и тоже, кстати, учителю математики. К сожалению, она уже ушла из жизни, но советы, и профессиональные, и житейские, этого доброго, светлого человека навсегда остались в моей памяти!
Прекрасно запомнила Ирина Леонидовна и свой первый класс, уже в Черёмушкинской школе, который достался ей «по наследству» от учительницы, ушедшей в декрет. Вчерашняя выпускница пединститута не сильно отличалась от своих восьмиклассников, которые поначалу даже не восприняли свою классную руководительницу всерьёз.
– Ого-го был класс, – смеётся, вспоминая выходки своих «малышей» теперь уже умудренная опытом учительница. – Чего только не было, ох и отчаянные были ребята! Даже на комиссию в район с ними ездила. Зато как потом подружились, сколько я от них хороших слов услышала!
УЧЕНИКИ СТАЛИ КОЛЛЕГАМИ
Сейчас уже Ирина Леонидовна с ходу и не вспомнит, какой по счёту у неё нынешний, 10 класс, руководителем которого она является. За без малого сорок лет педагогического стажа она воспитала целую плеяду прекрасных специалистов – врачей, учителей, работников сельского хозяйства и промышленности, деятелей искусства, да и просто – хороших людей. Потому что видеть хорошее в каждом ребёнке – главный профессиональный секрет Ирины Вернер. Не только видеть, но и любовно пестовать, растить и оберегать даже самые крохотные крупицы добра. Ирина Леонидовна неоднократно становилась участником районного конкурса «Учитель года», занимая призовые места, а ещё в её копилке имеется медаль «Почётный работник общего образования». Теперь уже она сама наставляет молодых учителей, как много лет назад её обучали премудростям профессии старшие коллеги. Например, с большим теплом вспоминает уроки Ирины Леонидовны нынешний завуч Черёмушкинской СОШ Татьяна Рожкова, сама уже педагог с большим стажем. Как и остальные преподаватели школы, безмерно уважающие Ирину Вернер не только за профессионализм, но и прекрасные человеческие качества.
Сама же Ирина Леонидовна, человек по природе своей очень скромный, о заслугах своих предпочитает молчать, зато о достижениях детей и коллег говорить готова часами.
– Никогда не была строгим учителем. Требовательным – это, наверное, да, – признаётся педагог. – Да разве же строгостью многого добьёшься? С детьми дружить нужно, вот тогда и будет результат!
Мария ЭДОКОВА