«…Главным достоинством человечества станут когда-нибудь учителя…»

138

Вот и подходит к завершению 2023 год, объявленный в России Годом педагога и наставника. Все мы когда-то вышли из-за школьной парты. У каждого из нас был тот самый единственный и неповторимый, любимый и дорогой  Учитель, который, взяв тебя за руку, ввел в мир  знаний, научил добру, честности, справедливости. Конечно, немалая заслуга в этом семьи, но велика в становлении человека, в определении им дальнейшего пути роль школьного учителя. Именно поэтому в Год педагога и наставника школьный музей ЗСОШ №1 решил посвятить значительную часть своей деятельности воспитанию уважительного отношения к человеку, чье имя Педагог.

Важной составляющей работы стала систематизация материалов об учителях, работавших в нашей школе в разные периоды. Для этого школьный музей продолжил поисковую работу, благодаря которой пополнились материалы  альбомов  школьного музея, посвященных учителям, работавшим и работающим в школе. Это альбомы  «От школьной парты к школьной доске», «Педагогические династии», «Учителя школы – участники Великой Отечественной войны».

Кроме того, в рамках реализации проекта «Учителями славится Россия» в течение года был собран материал для альманаха «Учитель – профессия дальнего действия», куда вошли материалы о тех, кто сегодня трудится в нашей школе. Работа над альманахом близится к завершению. А мы предлагаем вниманию читателей «СН» некоторые страницы из него.

Виват, учитель!

Как работается мужчине в школе? Почему в школе так мало учителей-мужчин? Вопросы не риторические, вопросы очень важные, потому что воспитание – это самое мужское дело! Роль мужчины в воспитании и обучении ребенка очень велика. Учитель-мужчина – это не только дисциплина. Это терпимость, доброта, чувство юмора, дружеская атмосфера. Он наставник, друг, пример для подражания.

Мы очень рады, что именно такие мужчины трудятся в нашей школе, и постарались представить их в разделе нашего альманаха «Виват, Учитель!»

Об одном из педагогов-мужчин, более 40 лет отработавшем в ЗСОШ №1, предлагаем более подробный рассказ. Знакомьтесь – Василий Иванович Легостаев, учитель физической культуры.

В Залесовской СОШ №1 работает с 1983 года. Закончил 10 классов Березовской средней школы Краснощековского района  в 1976 году. Затем был педагогический институт г.Барнаула. За годы учебы в вузе выполнил норматив мастера спорта СССР по велосипедному спорту. Физической культурой Василий Иванович увлекался со школьной скамьи: кроме велосипеда, с удовольствием занимался футболом, хоккеем с шайбой, плаванием, легкой атлетикой, лыжами. На сегодня это увлечение уже стало образом жизни. Каждый день Василия Ивановича можно увидеть в окрестностях села – летом на велосипеде, зимой на лыжах. «Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа,» — слова французского писателя В.Гюго отражают жизненное кредо учителя физкультуры.

Но педагог считает, что в его профессии, помимо любви к спорту, конечно, должна присутствовать еще и любовь к детям. Важно воспитать молодое поколение здоровым, а для этого нужно самому вести активный образ жизни и приучать к этому своих учеников. Важна также профилактика пагубных привычек (алкоголя, курения, наркотиков). И во всем этом учитель физической культуры играет важнейшую роль. «У меня в свое время рядом оказался такой педагог, Бубнов Владимир Сергеевич, который не только научил, но и своим примером показал, как построить свое будущее», — с благодарностью вспоминает Василий Иванович о своем наставнике.

Учитель-мужчина в школе – не такое частое явление. Но как они важны – особенно для становления характера и личности мальчишек – думаю, понимает каждый. Именно поэтому мальчики зачастую среди любимых педагогов отмечают мужчин:

«Конечно, за десять лет обучения многие учителя помогали нам стать умнее, давали важные советы и наставления, помогали справляться с трудностями. Кто-то остался в прошлом, кто-то продолжает вести нас по дороге знаний. Но среди всех я хочу выделить нашего учителя физкультуры Василия Ивановича Легостаева.

Василий Иванович идет с нами по пути образования с начальной школы. Он часто давал действительно полезные советы, хотя иногда они представали в комической форме, в виде шутки.

Он бывает строг, но только по делу! В последний раз он ругался на одного из нас, дабы привить нам нормы общения в коллективе. Я думаю, это сработало. Да и на меня он не раз строжился. Но это не главное. Главное – с ним интересно проходят уроки физической подготовки, ведь за свой 40-летний стаж работы учителем он научился ладить с детьми и подростками.

В заключение хочется сказать, что я благодарен каждому учителю, который прошел 10-летний школьный путь вместе со мной. Но Василий Иванович останется моим самым любимым учителем, которому я благодарен за его уроки – не только физкультуры, но и жизни в целом» (Вадим Бродников).

Учительница первая моя

Наверное, уже много сказано о роли первого учителя в жизни каждого человека, прошедшего школьный путь. Но нескончаемы слова благодарности в адрес этих людей, которые, принимая несмышленых малышей из рук родителей, делают все от них зависящее, чтобы они развили свои способности, таланты, чтобы они научились быть настоящими друзьями, гражданами своей страны, просто хорошими людьми. Часто именно с начальной школой связаны наши воспоминания о детстве. И в руках учителя начальных классов сделать так, чтобы эти воспоминания стали добрыми, солнечными.

В ЗСОШ №1 на начальной ступени обучаются 12 классов (по три на каждой параллели). А значит, 12 учителей начальных классов несут своим ребятишкам то «разумное, доброе и вечное», что должно быть заложено в них с детства. Много замечательных слов можно сказать о каждом из этих педагогов. Но на страницах этого номера мы решили рассказать об Ольге Васильевне Козловой

Козлова Ольга Васильевна, учитель начальных классов. Стаж педагогической работы – 34 года, с 15 августа 1989 года. Именно тогда Ольга Козлова, выпускница Барнаульского педагогического училища №1, по распределению приехала в ЗСОШ №1. Так что в ее трудовой – только одна единственная запись о приеме на работу.

Сама Ольга Васильевна – из местных. Родилась в д.Воронская Залесовского района (такой деревни, к сожалению, уже давно нет на карте нашего района). Затем училась в Шмаковской ООШ. После 8 класса вопроса о выборе профессии перед Ольгой не стояло – перед глазами всегда был пример мамы – именно ее профессионализм зародил в дочери желание быть учителем (мама – Козлова Надежда Семеновна, учитель географии – отдала работе в школе 29 лет). В детстве Ольга постоянно играла в школу: учила кукол, учила младших сестренок, учила подружек-одноклассниц. Закончив училище, не остановилась, решила, что это не предел, поэтому поступила в 1990 году в Барнаульский государственный педагогический университет и закончила его по специальности «учитель начальных классов».

Жить в гармонии с собой и окружающими», — правило Ольги Васильевны, которое она применяет и в школе, и в жизни вообще. Это очень комфортный человек, с которым всегда спокойно и уютно и малышам, и взрослым. «Главное в жизни и в работе – доброта», — считает Ольга Васильевна. Эта доброта струится из ее глаз, слышится в ее голосе, эта доброта привлекает к ней и малышей, и взрослых.

Помимо мамы, как вспоминает Ольга Васильевна, очень запомнился педагог, работавший в Шмаковской школе учителем русского языка, Иван Михайлович Пьянков (он же в конце семидесятых-начале восьмидесятых был директором в этой школе). «Вспоминаются дополнительные занятия с Иваном Михайловичем. После моей болезни он однажды сказал мне, что нужно поработать с теми темами, которые пропустила:

— Давай позанимаемся в воскресные дни. Приходи к нам домой, и дома мы все с тобой разберем.

Мне запомнились слова, которые постоянно повторял Иван Михайлович: «Верь в себя! У тебя все получится! Ты же это все понимаешь и знаешь!» А жена Ивана Михайловича после занятий говорила:

— Все, хватит заниматься наукой, пойдемте пить чай с творожными шанежками!

И вот эти чаепития, занятия, та атмосфера, которая была в их доме, доброта, порядочность, вера и надежда в то, что для тебя нет никаких преград, что у тебя все получится – все это осталось в памяти до сих пор, как вкус тех незабываемых шанежек…»

Эту атмосферу любви и понимания Ольга Васильевна перенесла и на систему отношений со своими учениками. И дети это чувствуют, откликаясь на душевную теплоту учителя словами благодарности:

«Моя первая учительница – Козлова Ольга Васильевна. Это очень добрый, отзывчивый человек. Когда мы пришли к ней в первый класс еще совсем несмышлёными детьми, я думаю, Ольга Васильевна волновалась не меньше нас перед первой встречей с нами.

Ольга Васильевна учила нас не только писать и читать, но и правильно вести себя в коллективе, дружить, помогать друг другу, быть сплоченной командой! Наш класс побеждал в большинстве конкурсов и соревнований, а Ольга Васильевна всеми силами поддерживала нас и направляла на верный путь. Мы теперь учимся в пятом классе, но мы до сих пор очень любим нашу Ольгу Васильевну!» (Таня Волкова)

«У каждого человека на всю жизнь остаются воспоминания о людях, с которыми их свела судьба. Мне кажется, самые яркие воспоминания остаются с детства.

Мои воспоминания детства – первый класс… Ожидание, большой букет цветов, первый звонок, и она – моя первая учительница! Я как сейчас помню ее добрый взгляд, голос, я даже помню, как она была одета!

Ольга Васильевна Козлова, мой первый учитель, моя вторая мама… Она стала мамой для всего нашего класса. Она научила нас всему: читать, писать, считать, любить природу, трудиться и отдыхать.

Мы ходили в походы, участвовали в концертах и праздниках. Было много всего! Четыре года пролетели как один день! Выпускной – и мы уже пятиклассники… Время летит, и вот мы уже в девятом классе. Совсем скоро кто-то из нас уйдет из школы. Но воспоминания о первом учителе останутся с нами навсегда!» (Лена Катина)

О тех, кто нас выводит в люди

Этот раздел альманаха рассказывает о классных руководителях, на которых лежит особая ответственность – помочь своим ученикам не только получить аттестаты об основном и среднем образовании, но и сделать выбор дальнейшего жизненного пути. Это классные руководители 5-11 классов.Семь лет ведут они своих питомцев – до полного взросления, до момента, когда те покидают родительский дом. Но и потом сохраняется связь между  учениками и учителями: звонят, разговаривают «по душам» в трудных жизненных ситуациях, спешат поделиться радостными событиями… Общение, дружба продолжается и после школы.

В жизни каких-то педагогов таких выпусков пока немного, а у некоторых уже и дети, и внуки первых выпускников отучились. Но, несмотря на солидный педагогический стаж, они, как и прежде, молоды душой.

Василенко Жанна Юрьевна, учитель математики. Педагогический стаж – 30 лет.

Родилась и выросла в семье, где о педагогике знали не понаслышке. Мама, Валентина Ивановна, — учитель начальных классов, Отличник просвещения, отработала в школе 39 лет. Отец, Юрий Яковлевич, — учитель истории, ведущий специалист комитета по образованию, посвятивший профессии 46 лет. Поэтому на вопрос о том, почему стала учителем, Жанна Юрьевна полушутя – полусерьезно отвечает: «Наследственность…» А может быть, это действительно так?

Закончив в 1986 году Залесовскую среднюю  школу №1, Жанна и не думала связывать себя с педагогикой: поступила в Алтайский политехнический институт им. Ползунова. Но потом что-то «не срослось» — и перевелась в Г-Алтайский педагогический институт. 7 лет отработала в Республике Алтай в Кызыл-Озекской СОШ, а в 2001 году вернулась в с.Залесово, в родную школу.

Человек по натуре открытый, общительный, Жанна Юрьевна всегда умеет найти подход к детям. Считает, что для учителя, конечно, важно научить ребенка математике или русскому, истории или географии. Но не менее, а может, и более значимо — воспитать достойного человека, доброго, справедливого, ответственного. Ну, а всем известно, что в воспитании очень важен личный пример. И дети видят в своем педагоге не только учителя математики, но и умного, чуткого, справедливого, понимающего человека. Не случайно, выйдя из стен школы, они всегда находят время заглянуть к своему учителю, пообщаться, рассказать о своих успехах или спросить совета. Любовь и признательность звучит и в строках детских сочинений, посвященных любимому педагогу.

«Моим любимым учителем стала Жанна Юрьевна. Она веселая и активная, любит пошутить. Математика – предмет серьезный и сложный, но, если ты что-то не понял, Жанна Юрьевна всегда объяснит подробнее. Одним из лучших качеств Жанны Юрьевны является то, что она всегда открыта для обратной связи со своими учениками. Она никогда не оставляет без внимания наши просьбы и предложения, всегда учитывает наше мнение. Мы чувствуем, что Жанна Юрьевна любит, ценит и уважает нас.

Жанна Юрьевна – исключительный учитель, который вдохновляет нас на то, чтобы мы старались изо всех сил и добивались успехов в учебе. Я очень благодарна ей за все, что она для меня делает, и рада, что у меня есть такой замечательный учитель!» (Анастасия Поль)

«Жанна Юрьевна – прекрасный учитель и прекрасный человек. Ее предмет очень важен в жизни, без математики пришлось бы очень сложно. Именно она дает нам важные, необходимые знания в математике. Я очень люблю слушать, как она объясняет нам темы.

А еще мне нравится ее отношение к нам. Конечно, все учителя очень хорошие, но в моих глазах она особенно выделяется. Она красивая и чуткая, она всегда с уважением к нам относится и безумно всем нам нравится. Мы Вас очень любим, наша Жанна Юрьевна!» ( Дарья Порубова).

Гребенкина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы.

В Залесовской СОШ №1 работает с 1986 года, после окончания БГПИ. «Место работы никогда не меняла, — говорит о себе Светлана Викторовна. – Мало того, из стен этой школы я вышла в 10 классе. Значит, мой стаж в этой школе – не 37, а 37+ годы учебы в школе…»

С выбором профессии и специальности Светлана Викторовна определилась еще в 5 классе. В семье педагогами были тетя и две сестры. А еще, по ее словам, много от педагога было в маме. «Мои подруги ходили в гости больше к ней, чем ко мне,» — вспоминает Светлана Викторовна.

Размышляя о педагогике, она отмечает: учитель – не просто профессия, а главная часть его жизни. И эта часть должна быть самой лучшей. Знания, которые дает учитель, останутся всегда с нами, это единственное почти, что невозможно отнять. Каждый ребенок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь. Учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их и свой предмет.

Вспоминая о годах учебы в школе, Светлана Викторовна обязательно называет двух учителей – Доровских Юрия Николаевича и Красилову Зою Ивановну. Что интересно – оба они физики, и это лишний раз доказывает, что предмет – не самое главное. «Они хоть и были очень разные, но оба уважали мои интересы, — отмечает она. – Они видели в каждом из учеников личность и всячески поддерживали. С ними не хотелось расставаться после уроков. А точнее, после уроков жизнь только и начиналась. С Юрием Николаевичем это были не только походы, поездки, игры в футбол, лыжные прогулки. Он дарил тепло, настоящую дружбу. Искренне дружил и с нашими родителями.

Обстоятельства общения с Зоей Ивановной менялись, но всегда оставались дороги сердцу. Сначала она была моим учителем, затем я стала классным руководителем у ее дочери. Сколько она мне помогала! Даже кабинет белила с Настей.

Доверие к этим учителям, любовь и безграничное уважение к ним не расплескалось до сих пор. Собираясь на какой-нибудь праздник села, я прежде всего думаю, что встречу Зою Ивановну, и общение с ней снова даст силы радоваться жизни, радоваться за себя и за других».

Почти сорокалетний стаж работы в школе… Множество выпусков и выпускников… Каждого она помнит, каждого может оценить добрыми, теплыми словами. И в ответ – та же любовь и теплота. И гордость девчонок и мальчишек – гордость от того, что им довелось учиться у такого замечательного, творческого, талантливого педагога!

«Учитель – второй важный человек после родителей. Всегда поддержит и не осудит за ошибки, а наоборот поможет разобраться в них. Учителя бывают разные, с разными подходами к ученикам. Но все они важны. Разве было бы учение без учителя? Нет! Без педагога учебный процесс не состоится.

Но есть среди всех педагогов такие, о которых хочется говорить особо. Особенные педагоги. К таким можно причислить нашего классного руководителя Гребенкину Светлану Викторовну. Учитель с большой буквы – это о ней. Она заботится о нас, терпит все наши шалости и капризы, незаметно направляет нас на верный путь. Она помогает не только изучить предмет, но и найти нам свой путь в жизни, сделать правильный выбор. Я очень благодарна своему классному руководителю, ведь благодаря таким учителям в мире появляются состоявшиеся в жизни, умные и целеустремленные люди. Профессия учителя незаменима, она изменяет мир к лучшему. Особенно если в этой профессии трудятся такие педагоги, как наша Светлана Викторовна» (Катя Сидорова).

Педагог — не звание, педагог – призвание!

История Залесовской СОШ №1 насчитывает уже более века. Уходят поколения учите-лей, но, как бы ни ворчали скептики и пессимисты, школа продолжает жить активной жизнью, а в педагогический коллектив вливаются новые кадры. Они с удовольствием подхватывают и продолжают те традиции, что существовали до них, с готовностью учатся и перенимают опыт старших. Хотя нередко и у них есть чему поучиться. Ведь время не стоит на месте. Появляются новые формы и методы работы, которые быстрее и легче осваивают именно молодые педагоги. Радует то, что они легко вливаются в коллектив и всегда откликаются на просьбы о помощи, что они неравнодушны к проблемам школы и — главное — искренне любят свою работу. Среди таких молодых, энергичных и креативных – Юлия Сергеевна Агафонова, учитель начальных классов.

Агафонова Юлия Сергеевна, учитель начальных классов. Стаж работы в школе – 4 года.

Родилась и выросла в селе Залесово. Выпускница Залесовской СОШ №1. После окончания школы не сразу решила связать себя с педагогикой – отучилась в Международном колледже сыроделия и профессиональных технологий. В период обучения в колледже жила в Барнауле, но очень тянуло в родные места. Вернулась… И решила кардинально поменять направление своей трудовой деятельности. Поскольку всегда любила детей, решила попробовать себя в качестве педагога. Кроме того, перед глазами всегда был пример мамы: «Она учитель. Я всегда и во всем хотела быть похожей на нее. Поэтому заочно поступила на учителя начальных классов в АлтГПУ и пришла работать в школу: сначала воспитателем ГПД в Залесовской ООШ, потом в ЗСОШ №2. Ну а в 2019 году меня пригласили в первую школу на освободившееся место учителя начальных классов, где я с удовольствием работаю».

Учитель, как считает Юлия Сергеевна, — одна из самых нужных и в то же время – одна из самых сложных профессий. В школе нужно работать человеку с большим, добрым сердцем. С гордостью и благодарностью отзывается она о своей любимой первой школе, о своих учителях. Но особо выделяет учителя биологии и химии и по совместительству классного руководителя Бенда Людмилу Викторовну: «О ней можно говорить без остановки. Это педагог, который отлично знает и любит свой предмет. Который всегда нас заряжал своим оптимизмом и готовностью прийти на помощь. С ней можно было говорить бесконечно и обо всем на свете. Это человек, который крайне редко выходил из себя, и в любой ситуации умеет улыбаться и дарить окружающим хорошее настроение».

И Юлия Сергеевна старается быть похожей на своего любимого учителя. Всегда веселая, дружелюбная, энергичная и активная – она очень нравится ее маленьким воспитанникам, они в своей учительнице просто души не чают! А еще она человек очень творческий. Входя в ее кабинет,поражаешься неистощимой выдумке и фантазии. Каких только поделок не делают они с ребятишками! Как ярко и в то же время со вкусом оформлены стенды, выставки!

Юлия Сергеевна считает, что быть учителем – это очень большая ответственность. Учитель должен найти подход к детям, заинтересовать в своем предмете, стать для них второй мамой. Он должен быть одновременно доброжелательным, внимательным и требовательным к своим ученикам. «Мне очень нравится одна фраза: «Учитель – это не только преподаватель. Он мастер, ювелир, хирург». Работая учителем начальных классов, я стараюсь всю душу вложить в своих учеников, я ими «болею». Школа, класс – это мой второй дом. Я с радостью иду на работу и знаю, что дети меня ждут. Моя работа приносит мне радость, я не представляю себя в другой роли,» — слова Юлии Сергеевны наглядно показывают – это человек, который нашел свое место в жизни.

Главными профессиональными чертами учителя Юлия Сергеевна называет, наряду с прочими, которые уже были названы, порядочность. Мораль и нравственность в жизни и поступках учителя должны присутствовать всегда.  И это, наверное, тоже следствие того, что выросла Юлия Сергеевна в «педагогической» семье. Педстаж мамы, Телятниковой Светланы Сергеевны – 26 лет. Так что на двоих – уже 30!

«Моя гордость!» — с теплотой отзывается дочь о своей матери. А у нее подрастают двойняшки, которые, вполне возможно, когда-нибудь – а почему бы и нет? – продолжат педагогическую династию Телятниковых – Агафоновых.

Алла КУРАНОВА, руководитель музея Залесовской СОШ № 1

 

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий
Пожалуйста, введите Ваше имя здесь