«Per aspera ad astra» — эта любимая латинская фраза нашей собеседницы переводится «через тернии к звездам». А звёзды… они ведь у каждого свои.
«Здесь – я дома, здесь – душа на месте. И люди – прямее, сердечнее, ближе. В этом месте я нужна». Такими словами учитель английского языка и классный руководитель Виктория Демина обосновывает своё возвращение из города на малую родину, в село Залесово.
После окончания Залесовской школы № 1 девушка поступила в лингвистический институт Алтайского государственного педагогического университета. В 2021 году успешно его окончив, год преподавала в барнаульской школе, после чего решила вернуться в Залесовский округ на вакантное место преподавателя иностранного языка в Залесовскую школу № 2.
– Виктория, с чего началось увлечение иностранным языком?
– С английским познакомилась, наверное, даже до начала его изучения в школе. Причина, на мой взгляд, распространенная – компьютерные игры без перевода. Для меня нерусские слова в то время ничего толком не значили, срабатывали интуиция и догадка: куда нажимать и что вообще в игре происходит. По-настоящему увлеклась со временем, с тех пор, как начала изучать язык в школе. Ну а позже закрепляла результат на дополнительных занятиях.
– Сложно было освоить профессию? Достаточно ли одного желания?
– Не скажу, что просто… Всё зависит от того, насколько сильно этого хочет человек. Если есть огненная мотивация, то мы способны горы свернуть, не то что английский выучить, ведь правда? (улыбается). Но, увы, одного только желания бывает мало. Оно должно подкрепляться упорством и, как бы банально ни звучало, дисциплиной. Главное – ни в коем случае не сдаваться.
– Кем быть круче – педагогом или студентом?
– И тем, и другим. Студенческие годы – время самых смелых мечтаний, присущих юности. Даже если нет воодушевления (и это нормально), всё равно идёшь на пары, готовишь курсовые… Сложно, но именно в это время ты осваиваешь новое, растёшь в своих глазах.
Заняв место преподавателя, ты не только используешь и делишься с учениками всем, чему научили в вузе, но и продолжаешь учиться вместе с этими непоседами.
Мой предмет основан на общении. По сути, мы с ребятами учимся говорить обо всём, что нас окружает, только на английском языке. И это тоже очень круто!
– Какие слова скажешь ребёнку, который думает, будто никогда не выучит английский?
– Не лениться, найти мотив, который подтолкнёт, даже не так… с силой сдвинет с линии старта. Для этого необходимо найти свою методику изучения языка.
– Очень интересно! Поделись, что поможет новичку погрузиться в языковую среду? Какая методика близка тебе?
– Самые распространенные методы – это посещение языковых курсов и общение только на изучаемом языке, компьютерные игры на иностранном языке, прослушивание и пение песен. Мне больше всего близок просмотр мультфильмов и фильмов с английскими субтитрами. Но, конечно же, мало просто смотреть, нужно фонетически грамотно повторять фразы, кажущиеся интересными или необходимые на момент обучения. Так можно успешно усвоить и слова, и грамматику. Кстати, помимо английского я изучала немецкий язык, латинский, увлекаюсь старославянским.
– Нужны какие-то особые качества или навыки человеку, решившему стать специалистом в «иносказательной» профессии?
– Думаю, да, как и в любой профессии. В первую очередь, всё определяет любопытство, интерес к тому, что нас окружает и как всё это работает. Ведь иностранный язык – это совершенно иной способ мышления.
Если бы все люди видели и чувствовали мир одинаково, то не было бы разделения на языки и культуры. А язык – это и есть культура, в нём всё. Он намного шире, чем просто незнакомые слова и звуки, пение песен и чтение текстов с переводом.
Чтобы в этом убедиться, нужно начать изучать иностранный язык и сравнивать его со своим родным. А там к нему подтянутся история, литература, искус-ство, философия и другие области, раскрывающие народ и его культуру.
Ещё для кайфовой работы в школе очень важна любовь к детям. Если рад видеть их, слушать и слышать, готов всегда помочь – чувствуешь себя превосходно.
– О чём бы ты хотела предупредить тех, кто собирается получить специальность преподавателя?
– Единственное, о чём напомню: не нужно ждать от своей работы мгновенных результатов. У каждого ребенка свой темп усвоения материала. В воспитании – тоже не всё сразу (это я уже говорю о классном руководстве).
– Какие планы на ближайшее и не ближайшее будущее? Чего бы хотелось достичь, сделать, узнать?
– Хоть я и закончила университет, это не конец моего обучения. Человек учится всю свою сознательную жизнь. Главная задача – совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков. Ещё нужно саморазвитие, куда же без него. Я люблю учиться и понимаю, насколько много ещё не знаю. Но этого в жизни недостаточно для счастья и целостности. Главное для меня – находить в каждом дне что-то волшебное, захватывающее, позволяющее любить жизнь и ценить каждое её мгновение. И здесь вновь вернусь к латинице… «Carpe diem» – лови момент.
Елена БАХАРЕВА