Где учился, там и пригодился

386
«Расскажите-ка, ребят, что нужно делать, если товарища током ударило? Нет… просто молиться — не поможет. Вырубаем тумблер!»

Представьте себе обычный будничный день в Залесовской школе № 1  – шум, суета, звонок на урок. Вот только среди множества кабинетов третьего этажа выделяется одна металлическая дверь, а за ней скрыто нечто… И отворяет её ключ, хранящийся у обладателя тайны – Николая Солопова.
А ведь некогда скромный сельский парень выбрал путь учителя, поступив в Барнаульский педагогический университет. Казалось бы, обычная биография, но за каждым поворотом ждало нечто большее, что и привело сюда…
Заглянем за дверь? Ведь именно здесь спрятаны…

…кабинет информатики и его хозяин вот уже семнадцать лет.
Начало профессионального пути Николая, учителя информатики Залесовской средней школы № 1, – в селе Залесово. Тут, в уютной атмосфере родного дома, он впервые задумывается о будущем. Закончив 11 классов, юноша смело отправляется покорять столицу нашего региона, поступив в педагогический университет на факультет физики и информатики.
На последнем курсе практически готовый учитель приезжает в Залесово проводить семинары по повышению компьютерной грамотности среди учителей второй школы. В это же время ему предлагают остаться там работать на постоянной основе.
Со второго взгляда ясно, что именно эта встреча стала поворотным моментом в его жизни.

Уже в 2003 году Николай официально трудоустраивается в ЗСОШ № 2, попутно работая на полставки в комитете образования. Проходит всего пять лет, и судьба снова поворачивает колесо: в 2008 году директор первой школы Маргарита Кокорина приглашает его в родную школу. Конечно, решиться на перевод непросто, но желание попробовать что-то новое побеждает.
И вот он снова здесь, возвращённый в атмосферу детства и окружённый теми самыми стенами, помнящими его ещё юным выпускником. Но важнее всего то, что в знакомом классе появились совсем другие дети, новые поколения учеников. Он сразу понял закономерность: дети остаются детьми и их необходимо заинтересовать любыми способами. Главное – уметь адаптироваться, искренне любить дело и проявлять терпение.

– Николай Александрович, ваши ученики рассказывают, что очень ценят в вас уникальный стиль общения – он привлекает и помогает им чувствовать себя уверенно и защищённо. А каждый урок превращается в захватывающее «шоу».
– Дети меняются, и, когда приходит новое поколение, ребята кажутся немного другими, но со временем подстраиваемся, – учитель лукаво улыбается. – Я, как человек работающий с информационными технологиями, понимаю, что они (технологии) развиваются молниеносно, а вместе с ними и дети. И в нашей профессии также важно сохранять «актуальность» во все времена.

– А ведь многие выпускники говорят, что благодаря вашим урокам они поступили на «IТ».
– Да, периодически делятся. Вообще, очень приятно, когда бывшие ученики встречаются, здороваются, рассказывают о себе. Если приходят в школу, обязательно разговариваем, кто-то по телефону звонит. Мы и в соцсетях со многими «в друзьях».

– Классом вам руководить не пришлось?
– Ни разу. Предлагали, но вынужденно отказался. У меня кабинет специализированный, нет даже раздевалки. Да и не стремлюсь, если честно… Ведь к управлению классом прибавляется работа (мужчина, сбавив голос, смеётся) с родителями…

– Есть основной принцип? Чему учите, когда ребятишки только приходят?
– Что человек без информации жить не может. А информатика учит нас с ней работать правильно. И как следствие – быстрее достигать поставленных целей.

– И не поспоришь!.. Какие самые популярные вопросы вы слышите от учеников?
– Крашу волосы или нет (учитель с усмешкой проводит по белой чёлке). Очень часто слышу этот вопрос и говорю сейчас на весь округ – нет, это у меня седина так элегантно легла! Ещё спрашивают, как получается встать рано и выглядеть бодро. Мол, самим ребятам едва удаётся голову от подушки оторвать и донести себя до дверей школы…

– Поделитесь, очень надо… вот до сих пор загадка!
– Режим. В определённое время ложиться и вставать – и всё будет путём. Я в одиннадцатом часу вечера стараюсь лечь, встаю в пять утра, а в отопительный сезон и раньше, чтобы успеть печь протопить.

– Плавно перешли к дому. Расскажите о семье.
– Мы с супругой Галиной вырастили двоих детей. Сын учится на втором курсе строительного колледжа, дочь закончила девятый класс с отличием, продолжает обучение в школе.

– Вот оно – воспитание родителей-педагогов! Николай Александрович, вы в этом коллективе уже очень давно. Расскажите о коллегах.
– Некоторые учителя преподавали ещё в мои школьные годы. Поэтому позже, в момент моих сомнений, переходить ли в эту школу, они дружно звали: мол, давай домой. Со всеми приятно работать, если необходима помощь – здесь всегда взаимовыручка.

– Все мы понимаем, что с вашими способностями в крупных организациях города можно очень неплохо устроиться. Положа руку на сердце – не возникала мысль оставить село?
– Не-е-ет, в город не хочу. Пять лет там отучился, случается, на курсы туда выезжаем. Буквально несколько дней – и тянет в тишину деревенскую. Здесь дом, любимая работа, друзья…

– Двадцать два года назад и сейчас. Назовите кардинальные отличия в преподавании предмета.
– Техника сегодня в десятки раз мощнее. Да что там, телефоны запросто заткнут за пояс большинство компьютеров. Если говорить о наших – школьных, то с момента моего прихода они не менялись. В этом плане приходится сложнее: школьники видят, что компьютер старый, слабый, им становится не особо интересно.
Ещё лет десять назад дети приходили и на переменах, и после уроков – до самого вечера за мониторами по клавишам стучали.

– Многие выпускники выбирают информатику на экзамен, приятно же.
– В девятых классах процентов 50-60 – здесь зачастую лишь бы что-то сдать. В одиннадцатом поменьше – человек пять, но они целенаправленно, чтобы связать свою жизнь с информационными технологиями.

– Такой огромный поток информации проходит через ваш мозг ежедневно. Вы вообще отдыхаете?
– Перезагружаюсь… вместе с компьютером. Но уже дома. Люблю возиться с машиной или на усадьбе что-то делать. Работу на работе, кстати, оставить не удаётся, много приходится с собой брать. Ведь ещё на полставки в отделе по образованию занимаю должность программиста.

– В этом здании получали знания наши родители, мы, учатся наши дети. Как думаете, всё же появится когда-то новая школа?
– Скажу так: мне бы о-о-очень хотелось… А там уж время покажет.

– Если кто-то вновь решит пойти по вашим стопам, какой дадите совет?
– Не бояться идти вперёд. Да, не всегда всё получается сразу, но настойчивость, терпение и самообразование творят чудеса. Вперёд, ребят, а я всегда рядом и на связи!

Побывав на очередном уроке и уже выходя за обитую железом дверь, понимаешь: здесь дети не только изучают основы программирования, исследуют тайны алгоритмов и получают знания о работе с информацией. Самое важное – здесь легко дышится и хочется возвращаться вновь и вновь. Потому что за каждой улыбкой скрывается мудрость, за каждым словом – поддержка и понимание.

Ученики шутят:
«Один монитор — обычный программист, два монитора — продвинутый программист, три монитора — системный программист, четыре монитора — охранник, а десять мониторов — наш Николай Александрович».

Елена БАХАРЕВА (текст и фото)

Оставьте комментарий

Пожалуйста, введите свой комментарий
Пожалуйста, введите Ваше имя здесь